Владислав Сурков, один из главных идеологов ранней путинской эпохи и куратор политического проекта "Новороссия", написал статью практически о будущем человечества. В его глазах три крупнейших северных цивилизации, русская, европейская и американская, объединятся в один Великий Север, в котором будут сосуществовать как единый глобальный проект. Из этого автор выводит и другой тезис, миролюбивый: сейчас дерёмся, но рано или поздно помиримся, всё равно нам ещё в одного огромного Мегазорда собираться.

Не буду спорить с Сурковым о движениях цивилизаций, ожидающих нас в будущем, но поспорю с ролью России в них. По Суркову, ненавязчиво выходит, что Россия в этом триединстве Великого Севера будет занимать ведущую роль. Но главный вопрос он оставляет подвешенным: сможем ли мы вообще стать сильной частью этого Севера после всего того, что со страной наворотили ныне действующие госдеды?

Хватит ли России цивилизационного запаса, чтобы пережить существующий кризис, который не просто разрастается, а уходит корнями в глубь самой государственной Системы и общества? За ошибки всегда приходится платить и вовсе необязательно, что Россия заплатит маленькую цену за развязанную в Европе войну. Очевидно, этот ужас когда-то закончится, но кем мы выйдем из него и в каком составе?

Эти вопросы Сурков тактично опускает, я же считаю их главными. Сложно говорить о Великом Севере, когда действующее руководство страны совершает всевозможные ошибки, словно специально толкая страну не к равноправному членству в громадном триединстве, а к роли его слабого придатка-вассала.

Потенциал России огромен, как огромна и прочность самого государства. Огромны, но не безграничны. Проявит ли Россия вновь свою историческую живучесть и способность к стремительной регенерации после внутренних социальных катастроф, или заряды на восстановление у нас уже исчерпаны? Вот о чём на самом деле надо говорить, а не о будущих цивилизациях-титанах, частью которой мы почему-то обязаны стать.

Андрей Окунь

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены