В минувшее воскресенье (15 декабря) в четырёх городах Финляндии прошли акции за открытие российско-финской границы. Эта граница была полностью закрыта для граждан год тому назад, после нескольких удачных попыток России выдавить на финскую территорию граждан третьих стран, не имеющих никаких документов для пересечения границы, как с той, так и с другой стороны. Действия РФ проходили по белорусскому сценарию и являлись явной попыткой дестабилизировать обстановку в Финляндии. В отличие от стран Балтии, финские власти тогда не пресекли эти попытки жестким образом, а пропускали беженцев, постепенно уменьшая количество пунктов перехода границы, пока не закрыли последний.
Русскоязычная община в Финляндии составляет около 100 тыс. человек, при населении страны в 5,5 миллионов человек. Естественно, закрытие границы вызвало большое недовольство среди имеющих родственников в России, занимающихся приграничным бизнесом и среди тех россиян, которые использовали аэропорт Хельсинки для полетов по всему миру, как "Стамбул, до которого несколько часов на машине". Сразу после закрытия границы прошли немногочисленные митинги протеста, но после многим показалось, что ничего уже не поделаешь.
Минувшая акция была подготовлена гораздо лучше и заранее проанонсирована. Ее организовало "Александровское общество" Финляндии. Но, несмотря на это, на митинги в четырех городах вышло около 150–200 человек. "Александровское общество" — это прокремлевская организация в Финляндии, которая активизировала свою деятельность после начала полномасштабной войны.
Накануне акции произошел политический скандал с депутатом финского парламента Киммо Кильюненом. На собрании "Александровского общества" он высказался в поддержку открытия границ. Это противоречит не только официальной позиции финских властей, но и позиции оппозиционной левой партии, к которой принадлежит Кильюнен. Неудивительно, что в результате этого скандала он лишился поста председателя парламентского комитета по иностранным делам.
Кюльюнен учился в СССР, хорошо владеет русским и имеет родственные связи с Россией. Это позволяло считать его большим другом России, что было хорошо, пока Россия не показала свое агрессивное лицо. Но прокололся он слишком поздно... До этого он делал вид, что поддерживает антивоенные российские организации в Финляндии. Он выступал на антивоенных митингах, встречался с лидерами российской оппозиции, принимал в парламенте Пивоварова и Кара-Мурзу после их обмена. Через своих людей он контролировал почти все русскоязычные общественные организации Финляндии, как прокремлевские, так и антивоенные. С его отставкой влияние и тех, и других значительно ослабеет. Но нельзя же вечно сидеть между двух стульев! Видно, сигнал, побудивший его выступить на собрании "Александровского общества" с таким заявлением, оказался настолько мощным, что заставил его забыть о чувстве самосохранения.
Неумение разглядеть агентов Кремля преследует российскую оппозицию повсюду, но в Финляндии, похоже, она не извлекает из этих примеров ничего поучительного. В её программе очередной митинг в годовщину войны и написание писем политзаключенным. Во всей Финляндии не нашлось ни одного человека, который бы вышел в это воскресенье на контрмитинг с лозунгом "Не открывайте границу!". Это сильно бьёт по репутации русскоязычного сообщества и особенно по группе просителей убежища из России. Многие из этих просителей ждут уже более двух лет рассмотрения их заявлений. Но действия их соотечественников, уже получивших ВНЖ или гражданство, создают у финнов впечатление, что, получив убежище, они тоже станут орудием влияния Кремля на политику Финляндии.
Так же, как в странах Балтии, количество русскоязычного населения в Финляндии достигло критического, угрожающего безопасности Финляндии уровня. Полагаю, что Эстония и Латвия не из человеколюбия не закрыли свою границу с Россией полностью, как Финляндия. У них есть все основания полагать, что такое действие вызвало бы волнения среди русскоязычной общины этих стран. А это было бы на руку их агрессивному, любящему приходить всем на помощь соседу.
И напоследок моё пожелание соотечественникам: "Не учите жить других, лучше учитесь жить сами!"