Несмотря на эффект пропаганды и консолидацию российского большинства перед лицом "внешней угрозы", на региональном уровне сохраняется высокий протестный потенциал и недовольство действиями властей. Хотя у региональных протестов пока нет возможности перейти на федеральный уровень, Кремль пристально следит за настроениями в регионах и пытается максимально контролировать региональные власти. Реальную угрозу для федеральных властей представляет солидарность антимосковских настроений местных элит с народным недовольством и нелояльность региональных элит и крупного бизнеса, пишет в своем материале Jamestown Foundation.

Несмотря на видимую поддержку или как минимум оправдание войны большинством россиян, в глубинке сохраняется недовольство действиями властей. Лаборатория публичной социологии подготовила большое исследование о том, как война повлияла на повседневную жизнь россиян. Социологи отмечают, что даже люди, в целом оправдывающие войну, недовольны материальным аспектом участия в ней, в первую очередь оснащением и подготовкой людей, которых государство отправляет на фронт.

Исследователи отмечают, что их собеседники оправдывали войну и солидаризовались с государством, когда речь шла о межгосударственных отношениях, то есть о вине России перед Украиной. Однако, когда речь шла об отношении российского государства к его гражданам, они с легкостью подхватывали критику властей. Это означает, что во внутригосударственных отношениях протестный потенциал общества довольно высок.

При этом на местном уровне у населения сохраняется масса причин для такого недовольства. По оценкам независимых журналистов, 16 июля около 2,5 млн жителей юга России столкнулись с отключением света. Сбой коснулся жителей Кубани, Крыма и ряда республик Северного Кавказа. Во многих регионах и в последующие дни ввели графики отключения электричества. Местные жители принялись обвинять в случившемся власти, на что мэр города Невинномысска в Ставропольском крае призвал их "не скулить" из-за перебоев с электричеством и посоветовал отправиться в прифронтовой город Шебекино, где люди давно живут без света.

Не меньше проблем наблюдается и в центральной части России. Город Волгоград, к примеру, утопает в мусоре, а многие дома находятся в аварийном состоянии и буквально разрушаются на глазах. Как отмечают журналисты, из-за очередного увеличения выплат "участникам СВО" и других расходов на войну, денег на мирную жизнь не хватает. В итоге тысячи горожан живут в разваливающихся домах, ставших аварийными еще в 90-е годы. Вторая проблема города – это огромные свалки: из некоторых дворов мусор вывозят раз в месяц, и он копится, порождая мух и невыносимую вонь. На этом фоне заявления Владимира Путина о том, что в городе "все нормально", вызывают еще более негативную реакцию жителей.

С одной стороны, мы уже неоднократно убеждались в том, что даже массовые и длительные региональные протесты не способны изменить ситуацию на федеральном уровне, как это было, допустим, с протестами в Хабаровске. На данный момент местные протесты также не способны охватить всю Россию по нескольким причинам.

Во-первых, они чаще всего касаются местной повестки, неактуальной для других регионов. Во-вторых, отношение к местным вопросам не всегда объединяет различные слои населения даже внутри одного региона и, напротив, способно внести раскол в ряды вчерашних союзников. Именно такая ситуация возникла, к примеру, в екатеринбургских протестах против строительства храма на месте городского сквера в 2019 году, когда религиозные взгляды отдельных общественных деятелей стали для них важнее политических.

В-третьих, в своих конфликтах с местными властями население регионов чаще всего не выступает против федерального правительства, и напротив, воспринимает Владимира Путина как спасителя и арбитра, способного справедливо разрешить конфликт. В уже упомянутой ситуации с протестами против возведения храма в центре Екатеринбурга Путин взял на себя именно эту роль, предложив провести опрос по поводу строительства.

Однако при всех этих факторах независимые аналитики отмечают, что риски для власти все-таки существуют, поскольку из-за попыток тотального контроля центра над регионами "локальные и социальные повестки недовольства резонируют с антимосковскими настроениями элит и создают потенциал протестной мобилизации". Социологи отмечают, что "в настоящее время он недостаточен для запуска серьезных политических конфликтов, но может стать существенной проблемой, если ресурсы федерального центра существенно сократятся".

Косвенным подтверждением этих выводов является поведение федеральных властей, пристально следящих за положением дел в регионах. Связанный с администрацией президента России Телеграм-канал "Незыгарь" регулярно мониторит общественные настроения и дает губернаторам советы о том, как можно минимизировать недовольство. К примеру, авторы канала советуют губернаторам сдерживать розничные цены на продукты сельхозпроизводства путем прямых договоренностей с производителями, поскольку, по их прогнозам, осенью восприятие инфляции среди граждан будет более острым. Также авторы отслеживают электоральные настроения, выделяют наиболее проблемные регионы, не стесняются давать местным властям "политтехнологические" советы и так далее. Однако подобный уровень контроля и регламентации способен вызвать еще большее недовольство региональных элит.

Еще одной угрозой путинскому режиму может стать недовольство бизнес-сообщества. Мы уже отмечали, что на данный момент Кремлю удается покупать лояльность крупных предпринимателей, и эффект "патриотической мобилизации" пока действует на бизнесменов так же, как на обычных людей.

Однако экономисты предсказывают дальнейшее расширение военных расходов и новые шаги в направлении повышения налогового бремени, что неминуемо обернется ухудшением общеэкономической ситуации и негативно влияет на ожидания бизнеса. В этом случае, по их мнению, Кремлю будет сложнее поддерживать его лояльность. Неизвестно, насколько в этом случае бизнес окажется способен к защите своих интересов, однако очевидно, что потеря поддержки серьезных игроков, будь то региональные элиты или крупные предприниматели, может оказаться для Кремля намного опаснее, чем отдельные очаги народного недовольства.

 

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены