Во время Первой мировой войны ушла в прошлое разноцветная военная форма. А ведь были времена, когда в подобных нарядах сражались почти все. Как у Лермонтова:
"Уланы с пестрыми значками
Драгуны с конскими хвостами"
Все оказалось до банальности просто. Если солдаты идут в атаку в форме цвета хаки, то в них сложнее попасть. Это испытала на себе французская армия, в которой командующие в страшном сне не могли представить себе, что можно отказаться от ярко-красных панталон и синих кителей. Но когда люди в красных панталонах пошли в атаку, то оказалось, что они — отличные мишени.
Казалось бы, изменение цвета формы — это такая мелочь, которая может заинтересовать только реконструкторов, но вообще-то, в ней большое символическое значение. К началу ХХ века война сбросила свою красивую "маскарадную" маску.
Простите за банальность, но война — это всегда грязное и мерзкое дело. Древние полководцы, не дрогнув, вырезали целые города, ассирийские цари горделиво описывали пирамиды из отрезанных человеческих голов, во время Тридцатилетней войны еще в XVII веке были целые области Германии, практически превратившиеся в пустыню, а после Полтавского или Бородинского, или любого другого крупного сражения, на поле оставались тысячи людей, сутками медленно умиравшие от ран и потери крови — мучаясь от жажды и невыносимой вони.
Но все равно казалось, что войска "гордо гарцуют", вступают в яростные рукопашные схватки, в которой каждый может продемонстрировать свою рыцарскую доблесть, — а грязь, кровь, оторванные руки, смерть от гангрены, тифа, дизентерии — это все оставалось за кадром.
Но ведь человеческий разум не стоит на месте. И люди, увы, придумывали все более и более эффективные способы убивать. И все могущество человеческого разума проявилось во время Первой мировой войны, когда оказалось, что можно уничтожать людей в невиданных до этого масштабах за невероятно короткое время.
Война уже не была набором рыцарских схваток — она превратилась в солдат, дрожащих под артобстрелом, задыхающихся от газовых атак, или просто тонущих в грязи окопов. Она стала совершенно безликой. Человек в противогазе, человек в танке, человек, на которого сверху падают бомбы или артиллерийские снаряды, которого издалека косят пулеметные очереди — вот во что превратились гордые рыцари во время войны.
И, конечно, не случайно, что все те радостные призывы, которые раздавались в начале войны, очень быстро потеряли свой смысл. Россия собиралась защитить Сербию, а заодно получить под свой контроль Дарданеллы, австрийцы — отомстить за убийство Франца-Фердинанда, французы — вернуть Эльзас и Лотарингию, немцы — получить новые возможности для развития, британцы — поддержать нейтральную Бельгию. И все, абсолютно все говорили о том, что они защищают цивилизацию и культуру против нашествия варваров.
Ради этой иллюзорной защиты гноили в окопах миллионы людей, расстреливали заложников, депортировали мирных жителей, и, когда война закончится, от старой цивилизации, которую так "прекрасно" защищали, не осталось ни следа, возникла новая культура, начался настоящий двадцатый век, уже показавший свое звериное лицо.
Новый выпуск "Уроков истории с Тамарой Эйдельман" — не обо всей Первой мировой. Слишком уж это необъятная тема. Пока что — только о первом годе войны. Но и за этот короткий период произошло столько всего, о чем раньше люди и подумать не могли, не могли себе даже представить. Именно поэтому они шли на войну, распевая песни, улыбаясь девушкам и рассчитывая к Рождеству вернуться домой. Не вышло. Может быть, история той страшной войны нас сегодня чему-то научит.
Вынуждены сообщить, что так называемое министерство юстиции РФ считает заслуженного учителя Российской Федерации Тамару Эйдельман иностранным агентом.
! Орфография и стилистика автора сохранены