Чем больше я углубляюсь в историю Украины, тем больше нахожу для себя важного и интересного. Понимаю с огорчением, что ни в школе, ни в университете мне никогда не рассказывали о том, что происходило с украинскими землями в XV–XVI веках. 

И дело вовсе не в какой-то специальной антиукраинской политике, просто все курсы истории, на каком бы уровне они ни преподавались, — нацелены на государство. Украинские земли входили в те времена в состав Великого княжества Литовского и в состав королевства Польского. Значит, о них и надо говорить. О том, как они воевали с Москвой, потому что, опять же, война — это одна из самых важных для истории тем. А что там люди делали, как они жили? Да ладно, кого это волнует.

Исходя из таких же взглядов, Путин теперь говорит, что никакой Украины до советской власти вообще не было. Это неправильно, во-первых, потому, что независимость Украины была провозглашена вовсе не большевиками, а Центральной Радой. Но еще важнее то, что и в те далекие столетия, когда вроде бы не было никакой Украины, а были галицкие, волынские и другие земли, разделенные между Литвой и Польшей, все равно там жили люди, осознававшие свою связь именно с этой территорией, державшиеся за свои традиции и обычаи. 

И именно поэтому для меня самой так важно было погрузиться в историю этих столетий, чтобы посмотреть на историю не только через действия князей или воевод. Впрочем, князь Свидригайло заслуживает большого внимания, хотя бы потому, что его имя чем-то приглянулось Достоевскому.

Литва, Польша, Москва, Орда — вот силы, которые прежде всего бросаются в глаза в это время. Но давайте посмотрим повнимательнее на "русинские" земли, на те земли, которые потом станут Украиной — и мы увидим, что здесь шла своя, особая, в чем-то напоминавшая соседскую, а в чем-то совершенно непохожая на них жизнь.
Об этом в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".

Вынуждены сообщить, что так называемое министерство юстиции РФ считает заслуженного учителя Российской Федерации Тамару Эйдельман иностранным агентом.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены