Должен повиниться перед читателями. То, что в предыдущем постинге мною было названо "Мыльным пузырем", является, похоже, не только "мыльным пузырем". Возможно, это намного хуже.
1. "На деревню дедушке" (с)
Неоценимую помощь в разборе того, что произошло, оказал С.Пархоменко. В присущем только ему бесподобном стиле, он объявил указанный текст "злобным конспирологическим враньем":
"Всем отлично известно и понятно, что такое "символическое наименование" (такова формулировка из закона, принятого по поводу BorisNemtsov Plaza): адреса сохраняются оба – и старый, и новый, письма можно посылать и по такому адресу, и по сякому. Кого тошнит от имени Немцова – как Илларионова – тот будет использовать старый. Кому это имя дорого – как мне – будут использовать новый".
Давайте посмотрим, насколько гражданин не владеет матчастью.
1. Для начала заглянем во вчерашний выпуск "Вашингтон пост":
The measure is largely symbolic, because the street addresses are unchanged. But it is meant to send a message to diplomats and other Russians entering and leaving the embassy.
Мера в значительной степени символична, потому что уличные адреса не изменяются. Но она представляет собой послание дипломатам и другим россиянам, входящим и покидающим посольство.
2. Послушаем, что говорит активная участница процесса наименования участка авеню Висконсин именем Бориса Немцова (2.17-2.26):
Да, физически адрес российского посольства 2650 Висконсин авеню, Северо-Запад, не изменится. Но символическое переименование с установлением табличек все-таки произошло.
3. Проверим текст закона Городского Совета г. Вашингтона В22-539 The Boris Nemtsov Plaza Designation Act of 2017, принятого 19 декабря 2017 г.:
...the Council symbolically designates the 2600 block of Wisconsin Avenue, N.W., between Davis Street, N.W., and Edmunds Street, N.W., in ward 3, as ”Boris Nemtsov Plaza”.
... Совет символически обозначает блок 2600 по Авеню Висконсин, северо-запад, между улицей Дэвис, северо-запад, и улицей Эдмундс, северо-запад, в 3-м округе, в качестве "Площади Бориса Немцова".
4. Уточним, что означает "символически" в соответствии с Кодексом Округа Колумбия ("Code of the District of Columbia"), статьи § 9-204.01 et seq.), выдержки из которого изложены в Меморандуме по случаю принятия Закона В22-539.
"Действующий с 10 марта 1983 г. закон Округа Колумбия (ОК) о наименовании улиц устанавливает, что Городской Совет ОК имеет право присваивать названия и изменять названия любому общественному месту в ОК, включая улицы и переулки. В октябре 2016 г. были приняты поправки к этому Закону, проводящие четкое различие между официальными и символическими наименованиями.
"Официальное название" относится к легальному названию переулка или улицы в качестве почтового адреса и других целей, в то время как "символическое название" для улицы или переулка дается в качестве дополнительного и подчиненного официальному названию. Официальное название должно иметь суффикс "Переулок" ("Alley") или "Двор" ("Court"). Символическое название улицы или аллеи должно иметь суффикс "Дорога" ("Way") и "Площадь" ("Plaza"). Как установлено Законом В22-539, "Площадь Бориса Немцова" – это символическое уличное название для блока 2600 по Авеню Висконсин, северо-запад, между улицей Дэвиса, северо-запад, и улицей Эдмундс, северо-запад".
5. Собственно говоря, вся документация, относящаяся к внесению этого законопроекта в Городской совет ОК, к его рассмотрению, обсуждению, принятию, содержит только и исключительно терминологию "символическое наименование". Нет ни одного документа, в котором использовался бы термин "официальное наименование".
6. В качестве примера обратим внимание на письменное Свидетельство руководителя администрации Департамента транспорта ОК Тодда Макинтайра (Testimony of Todd McIntyre, Chief of Staff, Office of the Director, District Department of Transportation) от 6 декабря 2017 г.:
Since this is a symbolic designation, the mailing addresses in the proposed plaza would stay the same and would require no action by addressees to ensure continuity of services.
Поскольку это символическое обозначение, то почтовые адреса на предлагаемой площади останутся неизменными и не потребуют действий адресатов для обеспечения непрерывности предоставляемых услуг.
Кажется, примеров достаточно?
С уровнем владения гражданином матчастью все ясно.
Приводить все эти доказательства и все эти иллюстрации, возможно, и не было бы особой необходимости, если бы не одно немаловажное обстоятельство.
2. Кто подменил законопроект?
Дело в том, что законопроект Марко Рубио, внесенный им в Сенат США год назад, 27 февраля 2017 г., и поддержанный восемью сенаторами, преследовал совсем другую цель – изменить официальный почтовый адрес, по которому расположено посольство России в Вашингтоне:
1. Адрес переименования – 2650 Висконсин авеню (российское посольство), а не 2600 Висконсин авеню (отрезок улицы, к которому частично выходит российское посольство).
2. Новый адрес посольства – это официальное название, не символическое.
3. Цель переименования – использование нового названия в качестве рабочего адреса для сотен тысяч почтовых отправлений с последующим внесением необходимых изменений во все законы, карты, инструкции, документы, архивы США, а не церемониальные цели, являющиеся дополнительными и подчиненными любому имени, являющемуся официальным названием.
Именно об этом речь шла и в законопроекте М.Рубио, и в его пресс-релизе по случаю внесения законопроекта в Сенат, и в его публичных выступлениях и во многих публикациях на эту тему в течение последнего года.
Однако содержание закона, принятого Городским Советом ОК, оказалось существенно другим.
Почему?
Знакомство с историей прохождения законопроекта в Городском Совете ОК (ГС ОК) показывает, что его текст в процессе работы с ним в ГС не претерпел содержательных изменений – с момента его внесения в ГС и до момента его утверждения. Самая первая (и единственная) версия законопроекта, внесенного в ГС ОК, была нацелена не на изменение официального адреса российского посольства (как это было в проекте сенатора Рубио), а на символическое обозначение блока 2600 по Висконсин авеню для церемониальных целей, являющеесядополнительным и подчиненным любому официальному названию.
Тогда, естественно, возникает вопрос: а кто же внес такой законопроект в Городской Совет?
Формально документ был представлен на рассмотрение ГС двумя гражданами – членом ГС Мэри Че и Председателем ГС Филом Мендельсоном. Но они не были теми людьми, кто содержательно готовил этот законопроект, кто был, говоря юридическим языком Кодекса ОК, "инициатором" законопроекта. Кодекс ОК (§ 9-201.01. Definitions) эксплицитно запрещает Мэру, Городскому Совету, членам Городского Совета выступать в качестве инициаторов такого рода законопроектов по наименованию (переименованию) мест общественного пространства:
(4A) "Initiator" means the individual or entity that makes a request to the Mayor or a Councilmember to sponsor legislation proposing the designation of an official or symbolic name of an alley or street, or portion thereof, or an official name of a public space other than an alley or street, or portion thereof, and shall not include the Mayor, the Council, or any Councilmember.
(4A) "Инициатор" означает физическое или юридическое лицо, которое обращается к Мэру или члену Совета с просьбой спонсировать законодательство, предлагающее обозначить официальное или символическое имя переулка или улицы, или его части, или официальное название части общественного пространства, отличной от переулка или улицы, или его части, и не может включать в себя Мэра, Совет или любого члена Совета.
Если ими не были и не могли быть члены ГС, то кто мог бы быть таким "инициатором"? И кто им был на самом деле?
Газета "Вашингтон пост" называет в качестве инициаторов этого билля российских диссидентов (оппозиционеров):
Russian dissidents urged the D.C. Council on Wednesday to rename the street in front of the Russian Embassy to honor a prominent opposition leader assassinated in Moscow.
They said the symbolic renaming of the street for Boris Nemtsov, who was slain in 2015, would send a strong signal to the world that the United States stands for democracy and freedom.
Family, friends of Russian dissident want the street in front of the Russian Embassy renamed in his honor.
Российские диссиденты в среду призвали Городской Совет ОК переименовать улицу перед посольством России в честь известного лидера оппозиции, убитого в Москве.
Они сказали, что символическое переименование улицы для Бориса Немцова, который был убит в 2015 году, напомнит миру, что Соединенные Штаты выступают за демократию и свободу.
Семья, друзья русского диссидента хотят, чтобы улица перед посольством России была переименована в его честь.
Американской газете вторит радио Свобода/Свободная Европа:
His supporters then sought to rename the vacant lot across from the Russian Embassy in northwest Washington after Nemtsov, in what would amount to a symbolic thumb-in-the-eye gesture.
Тогда его [Б.Немцова. – А.И.] сторонники выдвинули идею назвать свободный пустырь напротив посольства России в северо-западном районе Вашингтона именем Немцова, что стало бы символическим жестом "большой палец в глаз".
Активная участница обсуждаемого процесса прямо называет главного (единственного?) инициатора данного законопроекта – В.Кара-Мурзу:
0.40-0.59: Это переименование стало возможным фактически благодаря усилиям одного-единственного человека – Владимира Кара-Мурзы-младшего. То, чем должно было бы заниматься официальное российское посольство – увековечиванием памяти самых достойных сограждан, занимался в итоге один нераводушный гражданин России – Владимир Кара-Мурза-младший.
1.39-2.16: Рубио проспонсировал и внес в Сенат законопроект о переименовании участка перед российским посольством в Площадь имени Бориса Немцова. Но другой сенатор, глава сенатского комитета по иностранным делам Роб Коркер законопроект заблокировал и похоронил. Но Володя Кара-Мурза на этом не остановился. Он предложил округу Колумбия переименовать площадь на своем местном уровне. Так в декабре прошлого года городской совет Вашингтона провел слушания по данному вопросу, на которых выступил, конечно же, сам Кара-Мурза, дочь Бориса Немцова Жанна, еще несколько человек, включая меня саму. Я выступала как неравнодушный житель города Вашингтона. Так закон округа Колумбия и был принят.
Обратите внимание на элегантную, почти незаметную, подмену смысла, осуществленную сотрудницей ЭМ:
"Рубио... внес в Сенат законопроект о переименовании участка перед российским посольством в Площадь имени Бориса Немцова".
Но это, как бы помягче выразиться, полуправда, смешанная с неправдой, – законопроект М.Рубио-И.Рос-Лехтенен был нацелен прежде всего на изменение адреса, по которому расположено посольство, в результате переименования участка улицы перед российским посольством:
(1) DESIGNATION.—The address of 2650 Wisconsin Avenue, Northwest, Washington, District of Columbia, shall be redesignated as 1 Boris Nemtsov Plaza.
(1) НАЗНАЧЕНИЕ. Адрес 2650 Висконсин Авеню, северо-запад, Вашингтон, округ Колумбия, переименовывается в адрес: 1 Площадь Бориса Немцова.
Согласитесь, это лихо.
Марко Рубио вносит в Сенат, Илеана Рос-Лехтенен вносит в Палату представителей Конгресса США законопроект, главная идея которого – изменение адреса российского посольства. В изложении же "либеральной журналистки" оказывается, что члены Конгресса предлагали лишь переименовать участок, находящийся перед посольством.
В этом месте скептический читатель может с укором покачать головой и упрекнуть автора данных строк в излишней, совершенно неподобающей, придирчивости – ну это же понятно, ну это же устная речь, ну оговорилась девушка, может, даже и ошиблась – с кем не бывает, а автор тут как тут – строит очередную конспирологическую теорию. Несолидно это...
И автор данных строк почти уже готов посыпать голову пеплом и почти уже готов согласиться с тем, что был излишне строг к "либеральной журналистке" с ЭМ...
Но тут ему на глаза попадаются подготовленные для слушаний в ГС ОК письменные показания Владимира Кара-Мурзы ("Prepared Testimony by Vladimir V.Kara-Murza, Chairman, Boris Nemtsov Foundation for Freedom, December 6, 2017, 3:30 pm"), в которых он читает следующее, не только написанное, но и напечатанное черным по белому:
Earlier this year, a bipartisan group of U.S. Senators led by Sen. Marco Rubio (R-Fl) and Sen. Christopher Coons (D-DE) proposed to give Boris Nemtsov’s name to plaza in front of the Russian Embassy in Washington; the embassy he once helped to unveil.
В начале этого года двухпартийная группа сенаторов США во главе с сенатором Марко Рубио (R-Fl) и сенатором Кристофером Кунсом (D-DE) предложила дать имя Бориса Немцова площади перед посольством России в Вашингтоне; посольством, которое он когда-то помог открыть.
И – ни слова о переименовании адреса, по которому расположено российское посольство.
Это уже не юная, якобы плохо разбирающаяся в теме, журналистка с ЭМ.
Нет, это опытный, можно сказать, матерый, политик, председатель Фонда за Свободу имени Бориса Немцова.
Это он в своем не устном, а письменном, заранее подготовленном, свидетельстве для слушаний в ГС ОК утверждает, будто бы сенатор Рубио в своем законопроекте предложил не менять адрес посольства, а лишь переименовать пространство перед ним.
Вот теперь становится ясным, что посыпать голову пеплом пока не стоит.
Становится понятным, откуда взялась т.н. "оговорка" у дамы с ЭМ.
И теперь становится очевидным, кто подменил содержание законопроекта сенатора Рубио, и кто внес этот новый, подмененный, проект в Городской Совет Округа Колумбия.
Кроме того, также становится ясным и то, кто помогал отстаивать предложение обозначить пространство напротив российского посольства символическим названием:
Существует символ, который я сегодня взяла с собой (уличный знак, стилизованный под указатели московских улиц с надписью “Немцов мост”)...
Текущий российский политический режим стремится стереть память о моем отце, поскольку придаёт большое значение символам, которые действительно важны...
Символы важны. В современной России, где доминируют изоляционистские концепции и насаждается архаичное мышление, крайне важны и нужны символы открытости, глобального демократического подхода, рыночных реформ...
Я выражаю глубокую благодарность членам Городского Совета округа Колумбия и надеюсь, что вы проголосуете в поддержку этой инициативы”.
Жанна Немцова.
3. А причем тут "поручение М.Захаровой"?
Действительно, а причем тут М.Захарова? А вот причем.
18 мая 2017 г. в свойственной ей развязной манере Захарова высмеяла "намерение городских властей Вашингтона прописать ночлежку для бомжей на улице Немцова".
На первый взгляд, это выступление было весьма странным, казавшимся тогда даже не вполне адекватным. В самом деле – в тот момент никто в Вашингтоне не только не обсуждал, но, кажется, даже и в принципе не думал об участии городских властей Вашингтона в проекте присвоения имени Немцова какому бы то ни было участку общественного пространства. В тот момент законопроект находился в Конгрессе США, причем, казалось, с неплохими шансами на его одобрение.
Незадолго до этого, 27 февраля 2017 г., законопроект М.Рубио был внесен в Сенат.
4 марта аналогичный проект был внесен И.Рос-Лехтинен в Палату Представителей.
Буквально накануне выступления Захаровой, 17 мая 2017 г., Комитет сената США по внутренней безопасности и правительственным делам одобрил этот законопроект.
Интенсивная работа над биллем продолжалась в Конгрессе, как минимум, до конца июня 2017 г.
Однако 18 мая 2017 г., через несколько часов после одобрения проекта сенатским комитетом, Захарова заговорила о законопроекте по переименованию, обсуждаемом, по ее мнению, не Сенатом, не Палатой Представителей, не Конгрессом США, а якобы городскими властями Вашингтона.
Каким бы странным ни казалось это заявление, но самое странное произошло даже не в мае, а через пять с лишним месяцев. В конце октября 2017 г. законопроект о присвоении имени Немцова отрезку авеню Висконсин (блоку 2600) со знаменитым теперь пустырем и потенциальным местом для строительства ночлежки действительно был внесен в Городской Совет ОК. И несколькими месяцами спустя этот закон действительно был одобрен Городским Советом. Инициатором законопроекта в ГС ОК и автором его содержательной части стал Владимир Кара-Мурза. Судя по его собственным письменным показаниям и по свидетельствам очевидцев, именно он изменил цель первоначального законопроекта Рубио и место его внесения, о чем Захарова успела публично заявить за пять с лишним месяцев до этого действия.
Сейчас уже хорошо известно, почему законопроект М.Рубио-И.Рос-Лехтинен не был принят Конгрессом США. Его продвижение остановил глава сенатского комитета по иностранным делам Р.Коркер по просьбе госсекретаря США Р.Тиллерсона. А Тиллерсона об этом попросил С.Лавров, возможно, еще во время их московской встречи 12 апреля 2017 г.
Но что до сих пор остается непонятным – так это то, почему В.Кара-Мурза, Ж.Немцова и другие граждане стали исполнять развязное "поручение" Захаровой.
Возможно, для этого существовали и существуют очень важные причины.
Возможно, у них не было другого выхода.
Возможно, им сделали предложение, от которого было трудно отказаться.
Но какими бы ни были эти причины, публичные пояснения должны быть даны.
! Орфография и стилистика автора сохранены