Хоть я и ездил вдоль украинско-российского фронта в сентябре, письма приходят до сих пор. Пишет мне человек из Донецка, у которого собственный магазин.
"У нас в магазине выручка за несколько дней упала в два раза, потому что офис, где мы арендуем, закрывается. Долги поставщикам неподъемные. Сколько еще протянем, не знаю. Без офиса нам не выжить. Говорят, что в здание должно заехать какое-то министерство ДНР. Шахта моего брата не работает, у нас тут тоже закрылась. Брат в бесплатном отпуске на неопределенное время. Безработица. Безденежье. Вот такая у нас жизнь в "молодой республике".
Конечно, выжить тут можно. Почти все необходимое есть. Хоть и отвратного качества, невкусное и по российским ценам. А зарплаты не просто мизерные, а тупо издевательство. Повезло, если ты работаешь в министерстве, платят аж 16 000 р. Это считается выше среднего. Врачи получают по 5000. Конечно если ты не "отжал" какой-нибудь мини-завод/кулинарию/магазин....
Удивишься, но обеспеченных людей хватает, можно наблюдать по новым машинам 2015-2016 годов выпуска. Т.е кто-то реально круто имеет на этом всем. Стреляют меньше, тачки вроде не отжимают уже. Людей по сравнению с прошлым годом в Донецке стало больше. Из плюсов – город чистый и очень ухоженный. Но во всех красивых гостишках живут ополченцы. На улице все ходят с кобурами через плечо. Особенно бросается в глаза, когда тепло, а то зимой под куртками не было видно. Стоят кучками на бульваре малолетние пиз...и, и у всех пестики! А они все в цивильном.
Детские площадки на бульваре любит местная элита, т.е на горку заходит мамочка с ребенком, а с ней 3 охранника, здоровых военных, полностью в военной экипировке, по 2 автомата, один из них в руках! Очень часто кафешки окружены такими военными, человек по 6. Значит, там кто-то важный кушает. Мы летом были в аквапарке, даже там сидели люди в плавках, но в военных куртках с автоматами, и в бассейне ножки мочили. Не дай Бог же какой-то замес, а эти мрази тусуются во всех людных местах, так "положат" всех – и взрослых, и детей!
Меня часто останавливают люди в масках и полной экипировке, обыскивают машину. Боятся они сами себя. Делят власть. Недавно ехали мы на машине, улицу Артема переходили два малолетних в военной форме и шли буквально под машину, перехода там не было. Мы пытались притормозить, но не успевали уже, так эта мразь расстегивает куртку, берет автомат и делает вид, что стреляет по нам. На долю секунды я поверил. Управы на них нет.
Часто взрываются машины и вообще всякое во дворах. Осенью возле нашего дома в руках ополченца взорвалась какая-то хрень, так он превратился в фарш. А вот совсем недавно та же история, только пацану руки оторвало на детской площадке. Граната взорвалась. Не хочу нагнетать, спокойных дней гораздо больше, чем таких событий, но все равно жизнь ненормальная. Свою особую атмосферу такие события делают.
Очень бесит комендантский час. Не всем можно объяснить, что я еду в аптеку. Приходится брать с собой жену и показывать ее им. А сами вояки под окнами бухают, музыка из тачек орет: у них жизнь кипит. Еще проблема с одеждой, потому что ее не особо купишь. Если раньше, когда хочешь что-то дешевое, то идешь в "Континент". А сейчас в "Континенте" деьрмище полное, по высоким ценам, а в "Донецк-Сити" непонятные фирмы, а цены вообще космические. Воспитывать тут детей нельзя! Детскую одежду купить невозможно. Часть заказываем из Ростова, часть из Днепропетровска. Про коляски, люльки, автолюльки, манежи даже не говорю. Их нет! Ну может одна единица, но она и стоит...
Выехать из Донецка – просто беда. День уходит на блок-посты. Я так из Ростова рвался домой, а теперь приехал, не могу выйти из депрессии. Это не тот Донецк! Вот больницы и врачи пока на уровне, и радует то, что в аптеках есть все. Родить детей тут еще можно, но воспитывать – никогда. Ростов или Днепр или еще что-то, где есть жизнь, выбор, аэропорты, вокзалы, почты и банковская система, еще куда ни шло. Но тут полная тьма. Ты уж извини за мое одиозное отношение ко всему здесь, но не вижу просветления. Может, кому-то тут нравится, что у них бесплатно появилась машина и что с пистолетом они очень важные. Но у нас и у моих родителей все ухудшилось на 70%, и как жить дальше, непонятно".
! Орфография и стилистика автора сохранены