Александр Белов (Поткин). Фото: Коммерсант
  • 06-04-2016 (12:28)

Рассекреченный свидетель

Против Белова (Поткина) дал показания секретный свидетель, которого легко раскрыли

update: 07-04-2016 (01:29)

Государственное обвинение продолжает представлять свои доказательства в Мещанском суде Москвы по уголовному делу националиста против одного из лидеров запрещенного движения "Русские" Александра Белова (Поткина), обвиняемого в легализации денег, похищенных у вкладчиков БТА-банка, разжигании розни и создании экстремистского сообщества. Накануне заседание прошло в Московском городском суде, где был допрошен секретный свидетель, который рассказал, что подсудимый был знаком с казахским предпринимателем Мухтаром Аблязовым и они вместе были причастны к легализации выведенных активов банка.

Поткин обвиняется по четырем статьям УК РФ, включая ст. 282 УК РФ ("Разжигание межнациональной розни"), ст. 280 УК РФ ("Создание экстремистского сообщества"), ст. 280.1 ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и ст. 174 ("Легализация денежных средств, полученных преступным путем"). Подсудимый находится под стражей с октября 2014 года.

"В тайной комнате находится так называемый свидетель Васильев (измененная фамилия свидетеля — прим. Каспаров.Ru)", — начал заседание председательствующий Альберт Тришкин.

Допрос засекреченного свидетеля проходил с использованием специальной связи. Однако в течение 40 минут судья не мог связаться со свидетелем.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

— Свидетель Васильев, вы меня слышите? Васильев? Василий Васильев Васильевич! — председательствующий пытался установить связь с комнатой, в которой находился секретный свидетель. Но в ответ тишина, и иногда был слышен хрип микрофона.

После того как техническая служба наладила связь, голос свидетеля едва был слышен — в основном неразборчивые слова.

— Мне нужен Васильев! Васильев! — начинал сердиться судья.

— Да, — послышался измененный голос свидетеля.

Судья вскрыл пакет с паспортом секретного свидетеле и зачитал ему его права. Затем вместе с паспортом отправился к нему в секретную комнату, чтобы удостовериться тот ли это свидетель и дать ему на подпись документ об ответственности за дачу ложных показаний.

— Подсудимого узнаете? Вы его четко видите? — начал допрос судья, вернувшись из тайной комнаты.

— Да, это Поткин Александр, — очень тихо произнес свидетель.

— Это Александр Макаров! Мне он известен! Он уже был допрошен по делу и является агентом ФСБ. У него было задание…, — попытался сказать Поткин.

— Если у вас нет доказательств, то не нужно апеллировать этими обвинениями, — перебил судья.

Первыми свои вопросы задали прокуроры. Ответы были едва слышны. Гособвинение старалось задавать наводящие вопросы, таким образом они уточняли для себя услышанные ответы.

В основном вопросы касались отношений Поткина с бывшим владельцем БТА-банка Мухтаром Аблязовым и управлением земельными участками в подмосковном Домодедово. Свидетель подтвердил, что ему известно, что господин Аблязов являлся одним из работодателей Поткина. Они, согласно показаниям, очень тесно общались и были посредниками при управлениями землями в Домодедово. При этом, уверен свидетель, Поткин знал, что эти участки земли были добыты незаконным путем. Кроме того, свидетель утверждает, что, хотя на приобретенные подмосковные земли впоследствии был наложен судебный арест, Поткин продолжал управлять ими через своих доверенных лиц и через своих юристов. Свидетель пытался вспомнить их, но называл лишь их имена. Кто они и чем занимались, свидетель не мог сказать.

— Как проходило управление землями, если они были арестованы? — спросил подсудимый.

— По договорам, — послышался голос свидетеля.

— По каким?

— По вашим.

Подсудимый также пытался выяснить у свидетеля, откуда ему известны имена юристов и управляющих компаний, владевшими землями, а также его взаимоотношения с Аблязовым. Свидетель, как правило, отвечал лаконично: "Не помню", "Не понимаю вопрос" или "Без комментариев".

Кроме этого, свидетель утверждал, что по просьбе подсудимого разместил в Интернете ролик "Злой казах". Подсудимый пытался выяснить подробности и по данному эпизоду.

По версии следствия, националист разместил в Интернете ролики под названием "Злой казах", в чем казахские следователи усмотрели призывы к межнациональной розни. Но и тут свидетель ничего по существу не сказал.

В целом ответы секретного свидетеля были расплывчаты и односложны. Все основное время на допросе тратилось на то, чтобы переспросить свидетеля и затем пытаться услышать его ответ.

Прокуроры просили судью зачитать показания свидетеля, которые он давал на предварительном следствии. Но и тут произошел небольшой конфуз. Во время чтения протоколов, микрофон председательствующего иногда отключался и свидетель не слышал, что происходило в зале. Однако на вопрос судьи, подтверждает ли он оглашенные показания, из тайной комнаты донесся положительный ответ.

Защита подсудимого не выдержала.

— Как же вы давали показания на следствии, если на наши вопросы отвечали, что ничего не помните? — возмутился адвокат Иван Миронов.

— Свидетель слышал, как я зачитывал показания, и он подтвердил, — сказал судья Тришкин.

— Хорошо, спасибо за ответы Александру Макарову, — съязвил Миронов.

— У нас тут свидетель Васильев! Вам замечание! — воскликнул судья и объявил заседание закрытым.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря