Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей

(А.С.Пушкин)

Да, эпиграф на этот раз получился, мягко говоря, неоригинальный. Из школьной программы эпиграф. А что делать? Я по-прежнему следую своему правилу позволять словам становиться туда, куда они хотят, и смотрите что получается: чем дальше, тем ближе к самым базовым нашим культурным ассоциациям и архетипам. Приходится, как коту ученому, вот уже довольно долго ходить вокруг одного и того же дуба и рассказывать сказки с весьма сходным сюжетом. Впрочем, закономерности в сюжете - это как раз вполне нормально, как в фольклористике, так и в политической жизни. Именно благодаря этому и становится возможным как анализ, так и - до некоторой степени - предсказания дальнейших поворотов действия. 

Взять вот, например, такого персонажа, как К.А.Собчак.  В последнее время она так активно озвучивает свои новые желания и так спешно создает у нас на глазах свой новый образ, что создается  впечатление, будто ей необходимо достичь некоей - пока только ей известной - цели в чрезвычайно краткие сроки.   То сны ей бывают, весьма талантливо и со знанием дела организованные. То девичник-посиделки ей устроят в классическом стиле: "три девицы под окном..." Нет, я не перестаю восхищаться тем, насколько профессионально "ведут" Ксю опекуны. Если бы только не ее торопливость и несдержанность... Спешка и суета, как известно, хороши только при ловле блох, а в любом другом случае частенько приводят к серьезным осложнениям и проблемам. 

Ну вот взять хотя бы тот же девичник на Эхе ("Разбор полета на метле" http://www.echo.msk.ru/programs/razbor_poleta/954089-echo/#element-text). Что это было? Разумеется, прежде всего - логическое продолжение и развитие идей, заявленных в "Ксюшином сне". Ну, вы меня поняли. С той разницей, что теперь-то уж, казалось бы, сомневаться в том, кто произносит все необходимые слова, совершенно не приходится: вот она, Ксения Собчак, можно сказать, женщина в бе...жевом, сидит перед микрофоном и задушевным голосом делится сокровенными мыслями. Образ из классической английской литературы ожил, иллюстрация к трогательному роману покинула страницу книги и оказалась жизнеспособной. Но это, разумеется, далеко не все. Затевать почти часовую передачу только для того, чтобы - пусть косвенно - подтвердить Ксюшино авторство "Гордости...", разумеется, не имело смысла.

Кстати, и авторство подтвердить, мне кажется, не получилось. Скорее наоборот. Все, что Собчак говорила в эфире, явственно распадается на две неравные части: на заранее составленный сценарий/домашнюю заготовку и на импровизацию по ходу дела, без которой, естественно, прямой эфир невозможен. И вот тут, в отличие от текста "Гордости...", который совершенно очевидно составлен одним талантливым автором, в глаза бросаются грубые швы, незаделанные стыки и вызывающие недоумение петли, которые Ксю выделывает при переходе от одного режима к другому. И это, на самом деле, зрелище чрезвычайно поучительное, хоть и не способствующее укреплению оптимизма и веры в человечество.

Главная задача "домашней заготовки" состояла из двух частей. Первой из них, разумеется, было дальнейшее развитие образа Ксении Собчак, созданного "во сне".  Если в "Гордости..." Ксюша предстала перед нами как молодой правдоискатель гамлетовского типа, мучимый внутренними противоречиями, то в ходе "Разбора полета" ей предстояло буквально у нас на глазах "повзрослеть". Героиня этой передачи - это уже не терзаемая душевными конфликтами юная девушка, а взрослая, ответственная женщина (она даже вспоминает о своей "молодости" с легкой ностальгией и комическим ужасом: мол, как же так! Сколь многое осталось позади!) Второй, не менее важной частью  сценария была работа по определению той базы поддержки, на которую могла бы рассчитывать Ксю в этом своем новом образе.  Основная цель данного эфира состояла в том, чтобы достичь необходимого каждому серьезному политику двуединства: окончательно создать и закрепить в сознании широкой публики имидж Ксении Собчак как зрелого, ответственного политического деятеля, человека серьезного, думающего и духовно богатого и одновременно привлечь к ней максимально широкие массы потенциальных избирателей.

Задача, конечно, чрезвычайно объемная и многогранная. Осложняющаяся еще и тем, что Ксю, как ни крути - далеко не чистый лист, и ее "опекунам" приходится не только материализовать желаемое будущее, но и по мере возможности нейтрализовать нежелательное (и хорошо известное) прошлое. Поэтому мы и видим, как в сценарии перемежаются именно эти мотивы: построение образа настоящего-будущего и разрушение образа прошлого. Как это выглядит на практике?  Да так и выглядит. Зачем мудрить, когда можно по-простому?

В "сценарном" ответе на первый же вопрос (там был и "несценарный" элемент, но к этому мы еще вернемся), Ксюша умело аппеллирует к имени Михаила Ходорковского, сравнивая выбор, сделанный им в свое время, с тем выбором, перед которым стояла она сама в начале своей "оппозиционной" деятельности. Буквально с лету, с первых же фраз, она приравнивает себя к человеку, потерявшему в ходе острого конфликта с властью буквально все и находящемуся в заключении. Обращение к примеру Ходорковского призвано было, во-первых, подчеркнуть драматизм и серьезность Ксюшиного выбора, а, во-вторых, привлечь к ней симпатии всех тех, кто относится к Ходорковскому с уважением и поддерживает его идеи. А это, пожалуй, большая часть российского среднего класса (или, по крайней мере, его политически активная часть, т.е. чрезвычайно важная целевая аудитория).

Тут же, не переводя дыхания, Ксю заявляет о том, что она - "человек верующий" и для нее важны ее духовные практики. Собственно, без этого заявления можно было бы легко обойтись, т.к. в последующем описании "практик" нет ничего не только религиозного, но и особо духовного.  Обычная глубокомысленная пустышка. Однако, слово произнесено: человек верующий. А это, я вам скажу, не кот начхал: это путь к сердцам и душам миллионов религиозных избирателей! И в данном случае совершенно неважно, насколько искрення вера - как Ксюшина, так и самих избирателей. Важно, что пароль произнесен, и что женщина, о бурной молодости которой не наслышаны разве что святые пустынники, заговорила о своей вере. И пусть теперь тот, кто не грешен, бросает камень. Да и вообще: верующий политик - это солидно, хоть и не очень по-европейски. Но у нас и не Европа, слава Господу.

На следующем повороте - в описании первого митинга - мы видим как легчайшим прикосновением ретушируется прошлое, одновременно укрепляя нынешний образ: на первом митинге мне свистели, но я не сдалась, я многое потеряла, но вот я здесь, и я не изменила заявленным мной принципам. Перед нами, получается, человек цельный, сильный, способный на жертвы ради идей, с несгибаемой волей и железной выдержкой. Тут же - уж совсем непринужденно - Ксю отмахивается от обвинений в сотрудничестве с режимом: "Те люди, которые в других всё время ищут что-то плохое, какой-то сговор, предательство или коллаборационизм, скорее всего просто сами часто об этом подумывают". Это, конечно, вообще никакой не ответ на обвинения. Это - аргументация по принципу "сам дурак", но для эфира сойдет вполне, это же не письменный жанр. Собственно, этот "аргумент" Ксю повторит в течение эфира еще пару раз, чтобы публика не забыла, как надо относиться к обвинениям в ее адрес.

Следующий важный пункт - отмыться, наконец, от Дома-2. Ну, это-то легко. Продолжая оставаться в образе изысканной леди, Ксю напоминает всем заинтересованным, что идею "Дома" не она придумала,  и что вообще " мне было 18 лет, меня интересовала какая-то большая жизнь, независимость, деньги, слава. Я в телевизоре. У меня в этот момент были простые, примитивные, девчоночьи мечты." Понимаете? Обычная девочка, с самыми обычными мечтами. Это, кстати, очень важный пункт. Он не только позволяет закрыть, наконец, досадную и неуместную тему Дома-2, он помогает решить и еще одну вполне реальную проблему.

Дело в том, что Ксению Собчак трудно назвать обычной девочкой. Она совершенно очевидно, явно и, более того, на протяжении многих лет - нагло и бесстыдно - была девицей из суперэлитарной семьи. Собственно, ею она и остается. Не далее как пару лет назад она совершенно спокойно рассуждала о том, что "в 18–20 лет впервые прокатиться на красном «феррари» в Сен-Тропе — это было круто, получить на 20-летие кольцо с желтым бриллиантом на 30 карат — в тот момент это и было счастьем"( http://www.afisha.ru/article/8284/).  Это, мягко говоря, не вписывается в образ "обычной девочки". Желтые бриллианты в 30 карат вообще куда-либо вписываются с трудом, разве что в роман "Лунный камень"... но это так, к слову. Короче, социальное происхождение подкачало. Не то чтобы российский народ жаждал видеть в своих вождях выходцев из пролетариата и трудового крестьянства, но все-таки некая золотая середина в этом деле необходима.  Вот формированию этой золотой середины и была посвящена изрядная часть сценария:  воспоминания о наивной юности, о детстве, когда Ксю была "брошена на нянек и чужих людей", о разочарованиях в поисках первой работы на телевидении. Все как у людей: обычное детство, обычная юность, поиски работы, идеализм, энтузиазм, прекраснодушные мечты. Словом, "эта история ничем не отличается от тысячи других таких историй, кроме того, что моя история всё время вызывала какой-то ажиотаж в прессе". Тут же упомянут и покойный отец, пострадавший от людской неблагодарности, и "украденные бриллианты, к которым он не имел никакого отношения" (бриллианты, видимо, постоянно где-то на поверхности Ксюшиного подсознания обретаются, ничего с этим не поделаешь!) . А вообще вот так просто все объясняется в Ксюшином прошлом.

Эта часть сценария была рассчитана на избирателя самого что ни на есть массового: от бывших зрителей Дома-2 до нынешних зрителей телеканала Дождь, от женщин, которые в свое время тоже были "обычными девочками из хороших семей" до нынешней молодежи, которая все еще в каком-то смысле такими девочками и мальчиками является. Словом, жизнь - как у людей, как у всех, не лучше и не хуже, богатые тоже плачут, в каждой избушке свои погремушки. Без элемента "народности" в России все-таки никак, элитарный лоск убран, блондинку в шоколаде можно спокойно хоронить.

Ну и еще очень важный момент в формировании образа ответственного и успешного политика - это, конечно, отчет об уже проделанной работе. Рассказать есть о чем: все "граждане", приглашенные Собчак в ее "группу", оказались избраны в КС. Уже в самом КС ей удалось найти людей, "чьи взгляды ей кажутся близкими". Так что голосов за ней сейчас фактически еще больше. Вот "манифест Пионтковского" удалось провалить при голосовании, чем она гордится. Словом, все идет по плану, есть основания для оптимизма, Ксения Собчак держит ситуацию в КС под контролем и относится ко всему происходящему там серьезно и ответственно.

Таков, в целом, тот сценарий, с которым Ксюша пришла на "Разбор полета". Надо сказать, что ей вполне удалось его донести до слушателей-зрителей. Да и странно было бы если бы ей это не удалось: она, в конце концов профессионал эфира, и девочки-ведущие успевали ей только подщебетывать, поскольку инициативу в передаче Ксю захватила с самого начала и не выпускала до самого конца. Более того, войдя в образ лидера и вождя, под конец она начала откровенно делать "хозяйкам" замечания и указывать, кто из них что должен говорить, какие вопросы можно считать приличными, а какие - нет, и вообще повела себя как капризная примадонна. Как бы в шутку, конечно, но... И, тем не менее, автором основного сценария Ксю все-таки не была. Каждый раз при попытке сымпровизировать (на театральном языке такие вещи называются "отсебятиной") она удивительным образом "переигрывала" и портила весь эффект от тщательно выстроенной схемы. Отчего переигрывала? Ну тяжело человеку леди изображать. Вы обычный, нормальный Ксюшин лексикон себе представляете, нет? Вот то-то. Ну и естественно, когда роль жмет и тянет во всех местах, начинаются метания из крайности в крайность и уже упомянутые странные скачки и петли при переходе из режима сценария в режим "отсебятины".

Вот, например, в самом начале милые девушки задают ей свой "традиционный вопрос", а Ксюша в трогательном изумлении отвечает, что, поскольку она на этой передаче впервые, то ничего о ней не знала, но, мол, хорошо, что на этот вопрос ей ответить не сложно. И еще некоторое время развивает эту тему своей неподготовленности к ответу. Зачем? Ну, видимо, для того, чтобы усилить впечатление от своей искренности и некоторой даже наивности. Вот как легко меня легко застать врасплох... А между тем ответ ее - тщательный, взвешенный, продуманный, с отсылкой к Ходорковскому и с описанием бесед с собой любимой под видом религиозных практик - это совершенно явно домашняя заготовка. Да и мыслимо ли, чтобы профессиональный журналист пришел на передачу, не ознакомившись предварительно с ее форматом?! И - если в передаче есть некие "традиционные" вопросы, не узнав, в чем они заключаются и не подготовившись на них ответить? Абсолютно исключено, и сам ответ Ксю это подтверждает. Зачем строить из себя инженю и притворяться изумленной - ну так, видимо, по ее предствлениям должна вести себя настоящая леди.

Далее. Во время "отчета о проделанной работе" происходит нечто настолько интересное, что этот эпизод заслуживает отдельного рассмотрения. Увлекшись рассказом о собственной значимости и достигнутых успехах, Ксю с треском вываливается из образа философствующего политического деятеля и выдает своим слушателям следующее: "Что я, Ксения Собчак, могу сделать? Я могу собрать какую-то группу интересных, достойных людей, разделяющих те принципы и те идеалы, которые разделяю я, и своими телами закрыть место в КС от мракобесов. Такая изначальная цель была очень простая. Т.е. просто сделать так, чтобы как можно больше либеральных, не крайне политизированных людей вошли туда и прикрыли телом стул.

Все-таки сильное у Ксюши подсознание, то и дело прорывается наружу и заявляет о себе самым недвусмысленным образом. Это что же получается из процитированного короткого отрывка? Во-первых, получается, что, собирая некую группу людей для того, чтобы баллотироваться в КС оппозиции, Ксю ни секунды не сомневалась в том, что все они туда пройдут. Что, согласитесь, достаточно странно в ситуации прозрачной и проверяемой электронной демократии. Вроде бы, никто не мог быть абсолютно уверен в том, что будет избран, а Ксю не только в своем избрании не сомневалась, но и в том, что соратников сумеет с собой протащить. Ну, допустим, это частично можно объяснить тем, что выбирала она все-таки людей популярных и известных. Но тем не менее факт любопытный. Далее. Во-вторых, тех, кто не разделяет ее взглядов в российской оппозиции, Ксюша считает мракобесами, которых от руководства этой самой оппозиции необходимо отлучить любыми способами. Я не буду углубляться в то, что она, видимо, даже не очень понимает смысла слова "мракобесие", хотя и это интересно (все-таки журналист). В данном случае гораздо важнее то, что все слова о готовности к "диалогу" и "компромиссам", произнесенные по ходу передачи оказываются перечеркнутыми. О них можно забыть. В-третьих, озвучивается цель, с которой Группа Граждан шла в КС: не для того, чтобы что-то там делать. Напротив. Они туда шли именно для того, чтобы самим фактом своего присутствия помешать туда попасть тем, кто-таки мог бы действительно что-то делать. То есть, задача ГГ - мешать любой деятельности КС. Проще говоря, их цель -  саботаж. Ну и в-четвертых. По поводу всех этих "интересных достойных людей". Ксю открыто заявляет, что целью их избрания в КС было - повторю это еще раз! - "закрыть телом стул". Или "закрыть место в КС от мракобесов".  Вот и разгадка тайны "великого немого", на которую обратил свое изумленное внимание  А.Пионтковский (http://svpressa.ru/blogs/article/61227/)! "Граждане из Группы", в том числе и талантливый писатель Быков, просто занимают стул, чтобы на него не сел кто-нибудь другой! Ну как в кино, когда приходишь компанией и ждешь когда все подойдут, то на соседние с собой места кладешь что-нибудь: шапку там, шарф, куртку... Чтобы было видно, что занято. Вот и писатель Быков, и еще несколько человек выступают в КС в роли таких шапок и курток. Так как же можно от этих предметов ожидать, чтобы они еще и разговаривали? А Ксения Собчак перекладывает все эти шапки, шарфики и куртки так, как ей удобно и использует тела "немых" - как великих, так и не очень -  для достижения своих целей.

Все таки подсознание - такая вещь, что  никакой сценарий и никакая профессиональная дисциплина его не удержат.

Ну и еще пара Ксюшиных выступлений в образе "настоящей леди". В ответ на вполне невинное упоминание о "бой-френде" Яшине (отношения с которым ею активно рекламировались еще в июне этого года) она устраивает маленькую, но интенсивную сцену "оскорбленной невинности": где я?! Что за вопросы?! И это - напомню -  дама, которая делилась с телеаудиторией такими интимными переживаниями и подробностями, о которых не каждой подруге расскажешь! Ну, видимо так нужно. От Яшина надо потихоньку дистанцироваться, а попытки представлять их как стабильную пару - резко пресекать. К чему бы это?

И последний вопрос: над каким решением она раздумывает сейчас. И снова - неубедительная попытка сыграть искренность, предельную честность, открытость: "Не могу честно ответить, а врать не люблю, так что не скажу". Это называется - ломаться и интересничать. Настоящие леди себе такого никогда не позволяют. Это - исключительно от незнания предмета, ну и для того, чтобы интерес к себе поддержать, конечно. Ясно же, что такой ответ только возбуждает любопытство по поводу  Ксюшиных непростых решений и душевных переживаний. Так и хочется порассуждать на эту тему, особенно в свете резкой реакции Ксю на упоминание имени Яшина.

Рассуждения получаются примерно такие: судя по всему, проект "Яшин" пришел к своему завершению, и решение, которым Ксюша так демонстративно отказалась поделиться с общественностью, заключается в том, кто будет ее следующим партнером - во всех смыслах этого слова. Кто мог бы быть наиболее логичным кандидатом на эту роль, как думаете? Уж не Алексей ли Навальный, с которым Ксю как-никак делила невзгоды автозака, романтически читая стихи, и который уже и так заключил с ней политический союз в КС? Вполне логично получается. Осталось только подать это решение "не в политической плоскости". Потому что если делать это "в политической", то все начинает выглядеть как-то уж слишком прагматично и приземленно. С новым образом Ксю - женщины в бе...жевом это плохо гармонирует.

Вот такие полеты сознания и подсознания. Разбирать их  - действительно одно удовольствие. По крайней мере тенденция, описанная в эпиграфе, прослеживается очень четко. Надоело девушке быть простой столбовой дворянкой, и об этом она говорит прямо и много раз. Развлекательное телевидение она переросла, политическая журналистика - недостаточно масштабна, а если припомнить то, что намеренно выносится за скобки - Сан-Тропез, бриллианты и прочий жизненный шоколад - то и впрямь начинаешь понимать, как это бывает, когда каждое удовлетворенное желание порождает следующее. Так и до владычицы морской можно договориться. 

P.S. Комментарии к "Разбору полетов" были по большей части такие, что на месте Ксю я бы постаралась их поскорее забыть. Но попадались и любопытные. Вот такие, например:

- Вы планируете в будущем баллотироваться в президенты? Россия между прочим при женщинах-правителях жила отнюдь неплохо .

Таких комментариев три или четыре, и сформулированы они чрезвычайно сходным образом, что не может не наводить на размышления. Не получается ли так, что КС рассматривается Ксюшей как стартовая площадка для более высокого полета?

Елизавета Покровская

Оригинал

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter