Главным печальным событием минувшей недели я считаю увольнение талантливой журналистки Татьяны Малкиной с канала "ТВ Центр". Татьяна была автором и ведущей программы "Ничего личного", которая, естественно, также была закрыта вместе с ее уходом.
Программа была добротная, достойная, одна из немногих дискуссионных программ на нашем телевидении. Мне часто доводилось ее цитировать в своих еженедельных телевизионных обзорах. Поэтому, как ни парадоксально, в закрытии программы и увольнении Малкиной нет ничего удивительного. Такое при нынешнем курсе телевизионного руководства происходит сплошь да рядом. Новое поколение зрителей уже и не знает, что существовали такие передачи, как "Куклы", "Итоги" и "Итого", "Глас народа", "Герой дня" и "Герой дня без галстука", "Основной инстинкт". Скоро забудут и о программах "К барьеру!" и "Воскресный вечер…", равно как и об их ведущем Владимире Соловьеве.
Тем не менее увольнение Малкиной я считаю событием более чем знаковым. Если кто забыл – напомню. Именно Татьяна Малкина, тогда совсем молоденькая журналистка, на памятной пресс-конференции в августе 1991 года первой обратила внимание на трясущиеся руки Геннадия Янаева и напрямую спросила путчистов, понимают ли они, что совершают государственную измену.
По сути,
именно Малкина стала "первым героем перестройки" в тележурналистике,
обозначив невиданную доселе область свободы в то время, когда никто еще не слышал о "блестящей команде старого НТВ". По причине того, что НТВ тогда просто не существовало. Реплика Малкиной провела черту между "застойной" журналистикой и зарождающейся журналисткой новой России.
Сегодня увольнение Малкиной тоже провело своеобразную черту – между почти двумя десятилетиями относительной свободы и неопределенным будущим, где уже отчетливо угадываются черты прошлого, с которым наше телевидение, казалось бы, навсегда рассталось. Таким образом, Татьяна Малкина стала одновременно и "последним героем перестройки". С ее уходом из эфира ушла, как это иногда принято говорить, целая эпоха.
Показательно, что случилось это на неделе, когда на новый уровень вышло оголтелое преследование журналиста Александра Подрабинека, организованное прокремлевскими "Нашими" при явном пособничестве и попустительстве властей. Эта история только подтвердила предположение многих аналитиков, что
"недоброе старое время" стремительно возвращается.
Кстати, о кампании "Наших" против Подрабинека федеральные каналы рассказывали мало и неохотно – слишком уж некрасивой представлялась эта история при внимательном рассмотрении.
Пожалуй, только в программе "Неделя" с Марианной Максимовской (канал РЕН ТВ) журналисты внимательно и скрупулезно попытались разобраться в случившемся. При этом выяснилось, что далеко не все ветераны считают себя "оскорбленными" Александром Подрабинеком. Например, ветеран войны, кинорежиссер Игорь Николаев прямо назвал пикетчиков "идиотами", поскольку они, по его мнению, являются совершенно не самостоятельными и зависимыми людьми.
С другой стороны подошел к проблеме заслуженный боевой летчик, Герой Советского Союза Степан Микоян. Он совершенно верно заметил, что выражение "советская власть" неправильно по сути, поскольку в СССР советы совершенно никакой властью не обладали. Следовательно, по мнению ветерана, нечего и защищать эти слова, они того не стоят.
Ветеранов поддержал и язвительный Михаил Жванецкий в программе "Дежурный по стране" (канал "Россия"). Михаил Михайлович отметил, что название "Антисоветская" действительно не вписывается в современный российский быт, в то время как название "Советская" очень даже этому быту соответствует. Достаточно, по мнению сатирика, посмотреть на "советское" однообразие лиц в президиумах, прочитать тексты указов и официальных документов, требующих "улучшить", "усилить", "создать атмосферу", "извлечь уроки". По Жванецкому –
все это типичные приметы "советского стиля жизни".
Писатель предположил, что возвращение к "советскому" происходит потому, что некуда стало девать, простите, дураков. В демократическом рыночном обществе для них не находится места. В то время как при "советском строе" они могли рассчитывать на тепленькое местечко в партийном или комсомольском аппарате, органах цензуры.
Очень интересно, рискнут ли "Наши" теперь обратить свой гнев на известного писателя? Ведь во многом его высказывания оказались более хлесткими и резкими, нежели тон статьи Александра Подрабинека.
Забавно и то, что наши выводы косвенно подтверждают сами апологеты "старого мира". Так, например, чекист Александр Михайлов в программе "Честный понедельник" (канал НТВ) признался, что еще в 1990 году в КГБ говорили, что проблема с преступностью и наркотиками остро встанет в нашей стране тогда, когда будут открыты границы, введен свободный обмен валюты, а в Россию проникнет чуждая нам западная молодежная культура. То есть
господин чекист фактически обвинил во всех бедах страны более чем скромные демократические достижения последних лет и, по сути, призвал отказаться от них.
Точно та же нотка прозвучала и в словах Алексея Пиманова, автора и ведущего программы "Человек и закон" (Первый канал). Отважный журналист, комментируя выводы комиссии Ростехнадзора по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, сказал, что он и его коллеги и так прекрасно знали, что авария на гидроэлектростанции явилась следствием реформы РАО "ЕЭС России". То есть во всем виноват Чубайс.
Ну если во всем опять виноват один Чубайс, значит, дело плохо. Значит, мы не ошиблись – прошлое действительно возвращается.
Вы можете оставить свои комментарии здесь