Председатель комитета по социальной политике Совета Федерации сенатор Валентина Петренко, инициатор проекта, считает, что эвтаназию в стране необходимо разрешить только "для самых исключительных случаев". "Эвтаназия ни в коем случае не будет носить массовый характер, это должен быть выход для особых больных, которые не имеют шансов на выздоровление, мучаются болями или имеют сильнейшие увечья и которые сами просят о том, чтобы их освободили от страданий", - пояснила она.
По предложению сенатора инициатива о проведении эвтаназии должна исходить от самого больного: он должен заявить о своем желании уйти из жизни сперва в устной форме лечащему врачу, а затем написать на его имя заявление, заверенное нотариально. Заявление должен рассмотреть медицинский консилиум с участием специалистов других медучреждений. В состав специального совета должны будут войти медики, представители прокуратуры, адвокаты, представители общественных организаций. За два месяца они должны будут изучить отдельно взятую историю, проверить, не повлиял ли кто-то на просьбу больного. За это время больной вправе изменить свое решение. Если же за этот срок тяжелобольной пациент не передумает, ему введут повышенную дозу обезболивающего, чтобы прекратить работу мозга". Документ, по словам госпожи Петренко, направлен в несколько научных медицинских институтов, которые должны дать свое заключение. "Сделаем поправки на основе отзывов, а затем будем двигаться дальше",– подытожила она.
Это уже первая подобная инициатива российских законодателей. В ноябре 2006 года Комиссия по законодательству Мосгордумы обсудила проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ", касающийся эвтаназии. В данном проекте предлагалось ввести дополнительный пункт в 105-ю статью Уголовного кодекса, регламентирующую ответственность за убийство. Согласно этому пункту, врачам, которые помогли неизлечимого больному по его просьбе уйти из жизни, грозит срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до трех лет. Однако в России этот вопрос находится под очень мощным прессингом православной церкви, которая однозначно не приемлет понятие эвтаназии и считает ее убийством, как аборты.