То, что совесть российского президента отягчена самыми разнообразными грехами, уверены уже многие. Так, 94% радиослушателей, опрошенных "Эхом Москвы", не сомневаются, что "ЮКОС" разгромили с ведома Путина. Знают об этом и путинские чиновники. Но главное, что о своих грехах президент и его команда не забывают и сами. Только вот к покаянию эти люди вряд ли готовы. Им уже не свернуть с выборного пути: выпестованные на Лубянке "превосходительства" в штатском мчатся под откос, утягивая за собой всю страну.
В этом бешеном аллюре прямиком в пропасть Кремль не идет ни на какие уступки. Тамошние обитатели убеждены, что прислушаться к чьему-либо мнению – значит проявить слабость, что изменить раз принятое решение – значит потерпеть поражение.
Очевидно, что план проложить нефтяную трубу в сейсмоопасной зоне рядом с Байкалом грозит необратимыми экологическими последствиями и что при этом наше небедное государство вполне может потратить лишние нефтедоллары на альтернативный проект в обход уникального озера. Но путинские чиновники продолжают стоять на своем, убеждая сограждан, что нефтепровод вблизи самого большого в мире источника питьевой воды - это сущие пустяки. Точно также кремлевская команда последовательно отстаивает право иранских фундаменталистов создать атомную бомбу: дестабилизация ситуации в Персидском заливе ведет к увеличению цен на энергоносители, а значит, их личного дохода. Что может значить для нынешних правителей России уникальный природный заповедник или угроза ядерного шантажа, если речь о верности гэбистским принципам и дополнительном барыше. В их действиях нет и не может быть нормальной логики, здесь есть только азарт грехопадения.
Видя, как беспомощна и терпелива его жертва - российский народ, Кремль распаляется и начинает вести себя все более жестко и даже жестоко. Для власти давно нет и не может быть иного мнения. Любое инакомыслие в нашей стране старательно подавляется: с помощью грубой силы (что пока чаще случается в провинции) или не менее грубого антипиара. Так, возрождая дискурс времен Холодной войны, инженеры телезрительских душ настойчиво внедряют в сознание масс мысль о том, что активистам "Гринписа" и другим экологам безразлична судьба Байкала и они просто отрабатывают закордонные деньги. Все это не очень сочетается со страстным желанием Путина дружить с "френдом Джорджем" и "фрау Ангелой". Видимо, дружбу с высокопоставленными иностранцами президент оставляет за собой, народу же предлагается довольствоваться привычным образом врага.
Примечательно, в последнее время тон, которым российские чиновники привыкли разговаривать со своим народом, они начинают переносить и на общение с Европой. Глава "Газпрома", попытавшийся было объясниться с Евросоюзом на языке ультиматумов, получил достойный ответ. К сожалению, россияне, дать отпор обнаглевшим от безнаказанности чиновникам пока не могут.
Не способны урезонить потерявшую чувство реальности власть и люди, причисляющие себя к политической оппозиции. Большинство федеральных лидеров различных партий готовы заключить негласный договор с Кремлем, получив взамен ощущение стабильности и покоя. Книга Григория Явлинского "Перспективы России", содержащая жесткий и уничижительный анализ сложившейся в России ситуации, венчается идеей "мирных, эволюционных, институциональных реформ". Реформ в автомобиле без тормозов на краю пропасти.
Остановить эту фатальную гонку можно, только перестав играть по навязанным властью правилам. Тратя время на попытки договориться с Кремлем, мы можем потерять не только Байкал, мы можем потерять всю Россию. Всем здравомыслящим людям надо понять, что путинская команда не готова ни к какому диалогу, что их единственная цель – любой ценой удержаться в Кремле. Ни у нас, ни у них нет пути назад: точка невозврата пройдена.