Прошедший год продемонстрировал феноменальные темпы роста ввода новых мощностей возобновляемой энергетики в мире: по предварительной оценке Международного Энергетического Агентства (МЭА) в 2023 г. было введено 507 ГВт ВИЭ мощностей, что почти на 50% больше, чем годом ранее. При этом объемы ввода существенно превысили прогноз самого МЭА, весьма благосклонного к ВИЭ, на 2023 г. – 424 ГВт. Таким образом, глядя на итоги прошлого года, можно совершенно однозначно констатировать, что в мире наступила энергетическая революция.

При этом МЭА по-прежнему сохраняет консервативный подход к прогнозу мировых темпов роста ВИЭ, ожидая в этом году весьма скромный рост ввода ВИЭ мощностей – всего 550 ГВт. Однако с большой долей вероятности этот прогноз вновь будет побит: так, мировые мощности по производству только солнечных панелей к концу этого года составят 1100 ГВт., что почти в 3 раза превышает прогнозные объемы ввода солнечной генерации на 2024 г. Падение цен на поликремний и солнечные панели, вследствие стремительному роста предложения, будет стимулировать сохранение высоких темпов ввода солнечной генерации и в этом году.

Согласно базовому прогнозу МИЭ, объем ВИЭ мощностей вырастет к 2030 г. в 2,5 раза относительно 2022 г., а уже в 2025 г. мировые объемы производства электроэнергии с помощью ВИЭ могут превысить объемы угольной генерации. К 2028 г. доля ВИЭ в мире достигнет 42% против 30% в 2023 г. Таким образом, темпы роста возобновляемой энергетики совершенно однозначно указывают на то, что эпоха ископаемого топлива в мире подходит к концу.

Что очень занятно, мировым лидером в области ВИЭ является отнюдь не Запад: 60% ввода ВИЭ в прошлом году пришлось на Китай. Объем ввода только солнечной генерации в прошлом году в Китае превысил объем всех когда-либо введенных солнечных мощностей в США. В результате именно авторитарный Китай сейчас делает больше всего для того, чтобы ослабить экономическое и политическое влияние нефтегазовых авторитарных режимов.

И Поднебесная вряд ли сбавит обороты. Во-первых, возобновляемая энергетика является одним из немногих высокотехнологичных секторов, в котором Китай является безусловным мировым лидером. Китай будет максимально стремиться сохранить этот статус и далее. Во-вторых, дальнейшее быстрое наращивание темпов ввода ВИЭ остается одной из немногих возможностей для Китая поддерживать экономический рост, после того как в стране схлопнулся пузырь на рынке жилой недвижимости. В-третьих, достижение энергетической независимости имеет для Си и важное военно-стратегическое значение: в случае конфликта с США, Китай может быть легко отрезан американским флотом от поставок энергоносителей с Ближнего Востока.

Таким образом, можно не сомневаться, что Китай продолжит удивлять нас гигантскими темпами ввода солнечной и ветровой генерации. Это, кстати, хорошо объясняет отсутствие какого-либо интереса Китая к газопроводу Сила Сибири 2: к тому моменту, когда Россия сможет его построить, в Китае уже будет наблюдаться быстрое снижение потребления ископаемого топлива.

 

Алексей Тихонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены