Однажды в разгар экспедиции на севере Монголии мы услышали, что вот рядом, совсем рядом, в соседском кочевье живет бурятский шаман. Наши проводники не очень хотели нас пускать к нему: дескать, опасно - шаман имел репутацию очень и очень могущественного. Но мы как-то умудрились уговорить к нему зайти.

Приходим. К моему удивлению шаман оказался очень молодым, лет 30 или 35. В юрте было дофига народу, стоял шум, шаман говорил тихо, запись совершенно не получалась.

Я колебалась, но все-таки пыталась пододвинуться к нему ближе, и еще ближе, и еще. А наш монгольский коллега, этнограф Ч. тянул меня за жилетку назад. “Не надо к нему так близко подходить! Женщине нельзя близко подходить к мужскому сундуку! [это еще и кровать, и стул]. И вообще он шаман, он может тебя проклясть!” - шипел Ч. Я продолжала тянуться вперед, ибо шаман рассказывал ну очень интересные истории.

Со стороны, мы, наверное, выглядели забавно - эдакий тяни-толкай. Это привлекло внимание шамана Б. “Да пусть она присядет на кровать!” - сказал шаман коллеге Ч. “Ничего страшного в этом нет, они же работают”. [Шаман указал монгольскому этнографу, что мы - чужаки - вне локальных классификаций чистого и грязного]

Я присела с диктофоном к шаману на лежанку и мы продолжили расспросы. Местные жители и монгольские проводники выглядели одинаково шокированными.

Видя это, мы начали расспрашивать шамана про отношения с местными жителями.
- Часто к вами местные жители приходят со своими проблемами?
- Да! - оживился шаман. - Все ходят и ходят. То порчу кто-то на детей напустил, то болезнь колдун наслал, то во сне умерший лама приходил. И всех, абсолютно всех одолевают духи. Все жалуются, просят вмешаться, с духами поговорить.
- А вы?
- Ну что я? Вы же понимаете, что это все глупые, очень глупые суеверия аратов (простых кочевников, то есть профанов), - сказал шаман, выразительно глядя на монгольских этнографов. - Мы-то с вами коллеги, мы-то должны это понимать. [Тут шаман подчеркнул, что и он, и мы одинаково находимся вне классификаций].

- Настоящие духи тревожат людей исключительно редко, - продолжал он. - Конечно, если это случится, я увижу и вмешаюсь. Но зачем, ну вот скажите мне, духам нужно вредить вот тому моему соседу с кривым глазом? Просто он хозяин дурной и скот у него болеет. Или вот не пускать сесть вас рядом со мной, дескать, вас духи накажут. Духам, что, делать нечего?
- А что вы в таком случае делаете?
- А что я могу? Суеверия нельзя сломать. Травки завариваю сонные, чтобы спали больше, чтобы тревога ушла. Отправляю к аратам этнографов - пусть им свои жалобы рассказывают.

…Мы уехали и уже, поднимаясь на сопку, осознали, что, обрадовавшись неожиданной встрече с шаманом, так и не записали, как его зовут.
- Как его зовут? - спросили мы монгольского коллегу Ч.
Молчание.
- Ну все же?
- Не надо записывать его имени! Духи обидятся.

Прав был шаман. Суеверия этнографов нельзя сломать.

Александра Архипова

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены